ОГЭ_Информатика

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МЭРИИ ГОРОДА ЧЕРЕПОВЦА
организация дополнительного образования детей и взрослых
«КОДИНГЦЕНТР»
УТВЕРЖДЕНО:
ИП Горошкова В.А.
Приказ № 1-П
от «31» августа 2023 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа технической направленности
ПОДГОТОВКА К ОГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ

Направленность: техническая
Уровень программы: базовый
Возраст обучающихся: 15-16 лет
Срок реализации программы: 1 уч.год
Разработчики:
педагог дополнительного образования
Дохновская И.А.

Программа утверждена на заседании педагогического совета
организации дополнительного образования детей и взрослых
«КОДИНГЦЕНТР» «31» августа 2023г.

Вологодская область
город Череповец
2023/2024 уч. год

Оглавление
РАЗДЕЛ 1 «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ:
ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ». ........................ 3
РАЗДЕЛ № 2 «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ» ............................. 16
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ................................................. 17

3
РАЗДЕЛ 1 «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ».
Образовательная программа направлен на систематизацию знаний и
умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ) для подготовки к основному государственному экзамену по
информатике

обучающихся

9–х

классов,

освоивших

основную

общеобразовательную программу основного общего образования.
Программа разработана в соответствии с требованиями:
—

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
—
2025

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
года,

утвержденная

распоряжением

Правительства

Российской

Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р.
—

Проект Концепции развития дополнительного образования детей до

2030 года.
—

Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для

детей», утвержденный 30 ноября 2016 года протоколом заседания президиума
при Президенте РФ.
—

Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 7

декабря 2018 г.
—

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09

ноября 2018г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным. общеобразовательным
программам».
—

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2

«Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
—

Постановление Главного государственного санитарного врача

4
—

Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении

санитарных

правил

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-эпидемиологические

требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи».
—

Письмо Минобрнауки России от 28.04.2017 N ВК-1232/09 «О

направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями

по

организации

независимой

оценки

качества

дополнительного образования детей»).
—

Методические рекомендации по проектированию дополнительных

общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство образования и
науки РФ.
Курс ориентирован на предпрофильную подготовку обучающихся по
информатике.

Он

информационным

расширяет

базовый

курс

по

технологиям,

является

практико-

информатике
и

и

предметно-

ориентированным и дает обучающимся возможность познакомиться с
интересными, нестандартными вопросами информатики, проверить свои
способности.
Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки обязательного
содержания. Вместе с тем, они тесно примыкают к основному курсу. Поэтому
данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и
развитию

важнейших

универсальных

учебных

действий

в

области

информатики, предусмотренных школьной программой, поможет оценить
свои возможности по информатике и более осознанно выбрать профиль
дальнейшего обучения.
Содержание курса представляет самостоятельный модуль, который
состоит из теоретических и практических занятий.
Половина учебного времени курса выделяется на конкретный тренинг
обучающихся по открытым материалам ОГЭ. Предлагаются аналогичные
тренировочные задания для отработки содержания всех проверяемых на
экзамене тематических блоков.

5
Методическая цель - систематизировать универсальные учебные
действия по курсу «Информатика и ИКТ» и подготовка к основному
государственному экзамену по информатике обучающихся, освоивших
основную общеобразовательную программу основного общего образования.
Задачи курса:


Формирование положительного отношения к процедуре контроля в

формате ОГЭ и представления о структуре и содержании контрольных
измерительных материалов по предмету, назначении заданий различного типа
(с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);


Формирование умения правильно оформлять решения заданий с

развернутым ответом и практикой работе на компьютере;


Углубление знаний курса информатики и ИКТ;



Формирование самостоятельной познавательной активности.
Возраст обучающихся: 15-16 лет.
Срок реализации. Программа рассчитана на 1 учебный год. Общий

объем часов – 76ч.
Концептуальные подходы:
Учебный процесс организуется по стандартной методике:


содержательное обобщение по теме;



разбор типичных заданий разной сложности;



тренинг по всему тематическому блоку.
Содержательное обобщение по теме представляет собой изложение

материала по конкретной теме курса, на уровне, несколько превышающем
базовый. Следует отметить, что обобщающий материал представляет собой
систематизированную информацию, дающую полноценное представление о
понятийном аппарате данной темы. В ходе освоения материала используются
как фрагменты, так полноценный экзаменационный бланк в формате ОГЭ. В
конце курса учащиеся имеют возможность сдать предварительный экзамен в
рамках школы, показывающий их степень подготовки к ОГЭ.

6
Учебный процесс можно организовать в двух взаимосвязанных и
взаимодополняющих формах:


урочная форма, в которой учитель объясняет теоретический материал

(лекции), консультирует учащихся в процессе решения задач, учащиеся
выполняют зачетные работы по теоретическому материалу и защищают
практикумы по решению задач;


внеурочная форма, в которой учащиеся самостоятельно, во внеурочное

время, выполняют задания по теме.
Практикумы являются основной формой проведения занятий и
предусматривают решение индивидуальных задачи. Подбор задач для
каждого ученика необходимо выполнять исходя из его интеллектуальных
способностей и психологического настроя, но при постоянной мотивации на
улучшение результата. Задачи каждому ученику выдаются адресно, каждый
ученик на разных занятиях практикума имеет разные варианты задач.
В основе, адаптированной дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы следующие принципы:


учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся с ОВЗ;



систематичность и последовательность, от простого к сложному;



интеграция образовательных областей;



уход от жесткого регламентирования обучения;



создание развивающей предметной среды;



использование многообразных форм организации обучения;



обеспечение взаимосвязи занятий с повседневной жизнью детей, их

самостоятельной деятельностью (игровой, художественной, конструктивной и
др.);


широкое

использование

методов,

активизирующих

воображение, поисковую деятельность;


создание эмоционально значимых для детей ситуаций;

мышление,

7


выделение в качестве ведущей диалоговой формы общения педагога и

ребенка, детей между собой, что формирует уважение, доверие и совместное
творчество.
Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ, умственной
отсталостью, физические особенности детей.
Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья
традиционно рассматриваются как одна из наиболее уязвимых категорий
детей с точки зрения их социальной успешности и личностного развития.
Нарушения психической деятельности при олигофрении составляют
основу дефекта. Патология психического статуса у этих детей связана с
недоразвитием всей познавательной деятельности и особенно мышления.
Процесс восприятия этого мира малоактивен. Выработанные условные связи
у них непрочны и быстро угасают. Обычно детали, второстепенные признаки
предметов и явлений плохо или совсем не фиксируются.
Перечисленные

выше

нарушения

восприятия

и

представлений

отрицательно сказываются на формировании высших психических функций,
которые составляют основу интеллектуальной деятельности. Детям бывает
трудно найти сходство или различие между предметами по характерным
признакам, высказать суждение о предмете, явлении, создавшейся ситуации,
самостоятельно оценить ситуацию и найти в ней свое место. Это нередко
является причиной неадекватных реакций и недостаточно осмысленных форм
поведения.
Познавательная деятельность умственно отсталых учащихся состоит в
недоразвитии словесно-логического мышления.
Отмечаются также нарушения волевой сферы. Внешне это выражается в
хаотическом поведении, преобладании движений и действий непроизвольного
характера. Кроме того, у них нередко наблюдается стойкое проявление
негативизма. Слабость воли у многих детей выражается еще и в том, что они
легко подчиняются чужому влиянию (как правило, отрицательному), не

8
проявляют настойчивости и инициативы в достижении цели. Их поведение
импульсивно.
Произвольное же внимание у большинства из них отличается
неустойчивостью – дети легко отвлекаются на любой посторонний
раздражитель, что очень осложняет их обучение. Но в процессе обучения и
воспитания внимание становится более устойчивым, расширяется его объем.
Этому весьма способствует овладение навыками самообслуживания и
выполнения трудовых заданий.
К

нарушениям

психической

деятельности

нужно

отнести

и

наблюдающиеся у умственно отсталого расстройства эмоциональной сферы,
которая

имеет

активизирует

большое

значение

работу

в

мышления.

процессе

познания,

Чувства

поскольку

таких

детей

малодифференцированы, бедны.
Одно из типичных нарушений даже при легкой степени умственной
отсталости – это расстройство речи. Слабо развита мелкая моторика.
Все виды работы, представленные в программе, развивают к
обучающихся способность мыслить, мыслить алгоритмически, способность
работать под управлением сознания.
У детей развивается чувство коллективизма, ответственности за свой
труд, уважение к труду других. Особенно важно, что дети познают значимость
своего

труда,

его

полезность

для

окружающих.

Очень

важно

совершенствовать эстетический вкус детей, развивать чувство прекрасного,
поддерживать творческое начало в деятельности каждого ребенка.
Содержание и структура контрольно-измерительных материалов
ОГЭ по информатике
Основной государственный экзамен (ОГЭ) представляет собой форму
государственной итоговой аттестации, проводимой в целях определения
соответствия

результатов

освоения

обучающимися

основных

образовательных программ основного общего образования соответствующим
требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

9
Для указанных целей используются контрольные измерительные материалы
(КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной
формы. ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Порядком
проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам основного общего образования, утверждённым приказом
Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 189/1513.
Содержание

контрольно-измерительных

материалов

охватывает

основные темы курса информатики в соответствии с федеральным
компонентом государственного образовательного стандарта основного
общего образования, утвержденного в 2004 г.
Все задания, содержащиеся в ОГЭ по информатике, разбиты на
тематические блоки.
Работа состоит из 15 заданий: базового уровня сложности 10 заданий с
кратким ответом, повышенного – 2 задания с кратким ответом, высокого – 3
задания с развёрнутым ответом в виде файла.
Задания части 1 могут выполняться экзаменуемыми без использования
компьютеров и калькуляторов.
Экзаменационные задания не требуют от учащихся знаний конкретных
операционных

систем

и

программного

обеспечения.

Проверяемыми

элементами являются основные принципы представления, хранения и
обработки информации, навыки работы с основными категориями ПО
(электронная таблица, среда формального исполнителя), а не знание
особенностей конкретных программных продуктов. Практическая часть
работы может быть выполнена с использованием различных операционных
систем и различных прикладных программных продуктов.
На выполнение всей работы отводится 2 часа 30 минут (150 минут)

10
Ожидаемые результаты
Личностные: готовность и способность к саморазвитию и личностному
самоопределению.
Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении
учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и
сверстниками.
Предметные:
Будут знать:


виды информационных процессов, примеры источников и приемников

информации;


единицы измерения количества и скорости передачи информации,

принцип дискретного (цифрового) представления информации;


основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций:

следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;


программный принцип работы компьютера;



назначение

и

функции,

используемых

информационных

и

коммуникационных технологий
Уметь:


выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов,

числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять
и строить простые алгоритмы;


оперировать информационными объектами, используя графический

интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и
разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной
системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;


оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов:

объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи
информации;


создавать информационные объекты;

11


структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки,

оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте
таблицы, изображения;


создавать и использовать различные формы представления информации:

формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические,
электронные, в частности в практических задачах); переходить от одного
представления данных к другому;


создавать рисунки, чертежи, графические представления реального

объекта, в частности в процессе проектирования с использованием основных
операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного
проектирования;

осуществлять

простейшую

обработку

цифровых

изображений;


создавать записи в базе данных
Контроль знаний и умений
Промежуточный контроль знаний осуществляется в форме выполнения

зачетных работ - тестов в бумажном варианте и формате on-line.
В качестве итогового контроля обучающимся предлагается выполнить
одну из демонстрационных версий ОГЭ прошлых лет.
Окончательная успешность освоения курса будет определена после
сдачи ОГЭ по информатике и ИКТ.

12
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Возраст обучаемых: дети 15-16 лет
Длительность обучения: 1 уч.год
Форма обучения: очно-дистанционная
Режим занятий: 1 раза в неделю (по 2 академических часа)
Недельная нагрузка: 2 часа в неделю
Основы информатики
1.

Информация и информационные процессы

Информация. Язык как способ представления и передачи информации:
естественные и формальные языки. Формализация описания реальных
объектов и процессов, моделирование объектов и процессов. Дискретная
форма представления информации.
Единицы измерения количества информации. Процесс передачи
информации, источник и приемник информации, сигнал, скорость передачи
информации. Кодирование и декодирование информации.
2.

Математические основы информатики, алгебра логики

Системы

счисления.

Двоичная

система

счисления.

Двоичная

арифметика.
Восьмеричная

и

шестнадцатеричные

системы

счисления.

Компьютерные системы счисления
Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с
основанием q. Представление целых чисел. Представление вещественных
чисел. Высказывание. Логические операции. Построение таблиц истинности
для логических выражений. Свойства логических операций. Решение
логических задач. Логические элементы.
3.

Основные устройства, используемые в ИКТ

Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ,
простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание
сигналов о готовности и неполадке и т. д.), использование различных
носителей

информации,

расходных

материалов.

Гигиенические,

13
эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств
ИКТ. Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их
семейств. Файлы и файловая система. Архивирование и разархивирование.
Защита информации от компьютерных вирусов. Оценка количественных
параметров информационных объектов. Объем памяти, необходимый для
хранения объектов. Оценка количественных параметров информационных
процессов.

Скорость

передачи

и

обработки

объектов,

стоимость

информационных продуктов, услуг связи.
4.

Основы алгоритмизации и программирования на языке

Python»
Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блоксхемы. Представление о программировании. Алгоритмические конструкции.
Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи,
вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов,
числа, списки, деревья.
5.

Моделирование и формализация

Моделирование.

Словесные

модели.

Математические

модели.

Графические модели. Графы. Использование графов при решении задач.
Табличные модели. Использование таблиц при решении задач.
6.

Решение задач по средствам электронных таблиц и баз данных

Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу,
изменение данных, переход к графическому представлению. Встроенные
функции. Ввод математических формул и вычисления по ним. Представление
формульной зависимости в графическом виде.
7.

Организация информационной среды, поиск информации

Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде
печатного текста, веб-страницы, презентации с использованием шаблонов.
Сохранение информационных объектов из компьютерных сетей и ссылок на
них для индивидуального использования (в том числе из Интернета).

14
Организация

информации

в

среде

коллективного

использования

информационных ресурсов.
8.

Итоговый тест

Итоговый контроль знаний осуществляется в форме предварительного
экзамена в формате ОГЭ. Решение КИМов в бумажном варианте или через
Интернет.

15
Календарный учебный график
№
п/п

Тема

Дата

1.

Содержание КИМ по информатике. Изменения. Инструктаж.

1 неделя

2.

Типы заданий и их представление в ОГЭ по информатике.

2 неделя

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Количественные параметры информационных объектов (тип №1).
Решение заданий типа №1
Кодирование и декодирование информации (тип №2).
Решение заданий типа №2
Значение логического выражения (тип №3).
Решение заданий типа №3.
Формальные описания реальных объектов и процессов (тип № 4).
Решение заданий типа №4. Работа в бланках.

11.
12.

Простой линейный алгоритм для формального исполнителя (тип № 5).
Решение заданий типа №5.

13.
14.
15.
16.
17.

Программа с условным оператором (тип № 6).
Решение заданий типа №6. Работа в бланках.
Информационно-коммуникационные технологии (тип № 7).
Решение заданий типа №7.
Запросы для поисковых систем с использованием логических выражений
(тип № 8).
Анализирование информации, представленной в виде схем (тип № 9).
Решение заданий типа №8 и типа №9.
Сравнение чисел в различных системах счисления (тип № 10).
Решение заданий типа №10. Работа в бланках.
Использование поиска операционной системы и текстового редактора
(тип № 11).
Решение вариантов №11. Работа в бланках.
Использование поисковых средств операционной системы (тип № 12).
Решение вариантов №12. Работа в бланках.
Форматирование и работа с текстом (тип № 13.2).
Создание презентаций (тип № 13.1).
Решение вариантов № 13. Работа в бланках.
Обработка большого массива данных (тип № 14).
Решение вариантов № 14.
Создание и выполнение программы для заданного исполнителя (тип №
15.1).
Решение вариантов № 15. Работа в бланках.
Создание и выполнение программы на универсальном языке
программирования (тип № 15.2).
Решение вариантов ОГЭ. Работа в бланках.
Решение вариантов ОГЭ.
Решение вариантов ОГЭ. Работа в бланках.
Решение вариантов ОГЭ.
Итоговый тест.

3 неделя
4 неделя
5 неделя
6 неделя
7 неделя
8 неделя
9 неделя
10 неделя
11 неделя
12 неделя
13 неделя
14 неделя
15 неделя
16 неделя

18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.

17 неделя
18 неделя
19 неделя
20 неделя
21 неделя
22 неделя
23 неделя
24 неделя
25 неделя
26 неделя
27 неделя
28 неделя
29 неделя
30 неделя
31 неделя
32 неделя
33 неделя
34 неделя
35 неделя
36 неделя
37 неделя
38 неделя

16
РАЗДЕЛ № 2 «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ
АТТЕСТАЦИИ»
Условия реализации программы
Реализация программы производится в полном объеме, качество
обучения соответствует установленным требованиям, применяемые формы,
средства, методы обучения и воспитания соответствует возрастным,
психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и
потребностям обучающихся.
Основными формами обучения являются теоретические, практические
занятия.
Теоретические занятия проводятся в оборудованных учебных кабинетах,
оснащенных соответствующим оборудованием, техническими средствами
обучения.
Используется

1

учебный

кабинет

с

достаточной

пропускной

способностью, в соответствии с установленными для них требованиями
безопасности. Оснащённых компьютерной техникой, магнитно-маркерной
доской, интерактивным оборудованием, имеется выход в Интернет.
На всех компьютерах установлено базовое лицензионное программное
обеспечение, включающее операционную систему, пакет прикладных
программ и антивирусное программное обеспечение, а также часть бесплатно
распространяемых программ.
Наполняемость учебной группы не превышает 6 человек.

17
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.

Сайт

«Решу

ОГЭ»

–

[Электронный

ресурс]

URL:

https://inf-

oge.sdamgia.ru
2.

Сайт

Федерального

института

педагогических

измерений

–

[Электронный ресурс] URL: http://www.fipi.ru
3.

Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс: учебное пособие /

Н. Н. Самылкина, С. В. Русаков, А. П. Шестаков, С. В. Баданина. —
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. — 298 с.
4.

Информатика. УМК для основной школы: 5 - 6, 7 – 9 классы (ФГОС).

Методическое пособие для учителя Авторы: Бородин М. Н. Год издания: 2013


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».